око

полемическое архи полемическое

Супротивное сходится, из различных – прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу. Гераклит

Previous Entry Share Next Entry
По ту сторону социальной ответственности – 22
круг
arhipolemos
/ см. 21 / ещё трагически нервного ситуации »»» ...
Промедлительно присутствующее присутствует, поскольку оно медлит, медля про-ис-ходит и от-ходит. Это про-медлительное выстаивание перехода есть чинная устойчивость присутствующего. Она не настаивает как раз на простом упорствовании. Она не подпадает бесчинию. Она преодолевает бесчинство.
Мартин Хайдеггер. Изречение Анаксимандра

То, что происходит сегодня в детских садах и школах — это чёрная дыра, которая всасывает в себя остатки и ценностей, и внутреннего достоинства. Воспитатели, учители работают за копейки: у них нет средств не то что на саморазвитие — на одежду, а подчас и на еду. При этом педагог не авторитет для своих учеников. Родители всегда могут сказать своим деткам: «Да не слушай ты эту дуру». Я постоянно наблюдаю, как при детях матери и отцы общаются с учителями и воспитателями — с позиции силы, того, что они им должны. И при этом учителя, воспитатели завалены тонной бюрократической работы — у них банально нет времени на детей. Но нет времени на детей и у самих родителей, потому что они заняты погоней за успехом, а помогать никто не должен — ведь мораль такова, что каждый сам за себя.
В результате дети остаются один на один с матрицей, прививающей им кровожадность, безответственность и неуважение ко всему существующему, а ещё — странную смесь отверженности и избранности. Внутреннее одиночество рождает желание сбиваться в стаи, выстроенные по принципу соединения тюрьмы и борделя. Внутренний диссонанс раскалывает целостность мира.
Кто-то устоять способен, но делает он это не за счёт системы, а наоборот — за счёт внутренних ресурсов, вопреки системе. Но многие ломаются. И вот таких сломанных находят те, кому они будут выгодны для решения собственных задач.Подробнее »

Редкий случай, когда в содержании материала, который беру в качестве инфо.повода, я согласен почти что со всем. А то, с чем прежде всего согласен в данном случае, это утверждение о способности устоять не благодаря, а вопреки сложившейся системе (о чём в давешнем материале – см. по 2-й ссылке в подзаголовке).

Следует только добавить, что сама система устроена так, что это, на самом деле, крайне непросто – отделить тех, кто способен устоять действительно вопреки расчеловечивающим кодам и механизмам этой системы, от тех кто, делая вид, что выстаивает сугубо благодаря своим "эффективно-патриотичным" потенциалам, в действительности, ловко использует всё те же коды и механизмы.

По мне, так вообще, за любым случаем, демонстрирующим сегодня способность держаться на плаву, так или иначе, стоит случай, когда этот некто удерживающийся на плаву был просто вынесен мутными водами "свято-лихих" 90-х на определенные позиции, а потом закреплён в системе, устаканивавшейся в "тучные" 00-е. Причём, зачастую, в таких случаях, этот некто, даже перед самими собой будет твердо уверен в том, что достиг всего только своей волей и своим умом. Ну, разве где-то, для понта или из самодовольного "отмежевания от гордыни", таки признает участие чего- или кого- либо, помимо себя, – в виде "высших сил", "судьбы", "вероятностей" или всё это вместе, ёмко выражающееся "прухой".

Замечу, какой бы циничной не казалась эта точка зрения на первый взгляд, вообще-то, она не про персоналии, а про масштаб произошедшей катастрофы.

Если же акцентировать внимание на персональном, как на определенном достаточно распространённом ныне типаже, сложившемся в пост-катастрофической ситуации и в то же время несущем в себе нечто катастрофо-генное, тогда вот какие черты "лица необщего выраженья" можно обозначить.

Да, этого типа некто, как правило, в любых конфликтных и даже неконфликтных ситуациях, стремится занять позицию силы, поворачивая ситуацию так, что окружающие "должны". Причём, не обязательно – лично ему. И, как правило же, "должны" оказываются не ему, но чему-то "общественно значимому" – в соответствии с имеющейся квази-нормативной конъюнктурой (правовой, моральной, идеологической и проч., но всегда квази-). Но, в любом случае, этот некто разворачивает это "долженствование" в ключе своих личных интересов. Ведь в системе, функционирующей в соответствии с корпоративно-зоологическими кодами и механизмами, погоня за личным успехом не обязательно должна совпадать с либерал.демократическими "убеждениями". В том и состоит ловкость адаптации к этой системе и залог эффективного существования в ней, что мотивация и мировосприятие должны основываться НЕ на убеждениях и вере, ценностях и идеалах, НО на "принципе": _кто смел, тот успел, а кто успел, тот и съел_.

По сути, то же и в материале о системном характере зла в современном российском обществе.
Зло сохраняется, личный подвиг и ценности устраняются — воцаряется тотальное равнодушие, кровожадная мораль, где доминантой становится фактор успеха, которого необходимо достичь любой ценой. Растолкать, уничтожить окружающих. Изменено само отношение к другому человеку, понимание себя в обществе, ответственности за происходящее.
Отсюда — принятие новыми поколениями симулякров грядущего рая. Достаточно пообещать нечто материальное — и они поверят. Для этого необязательно приводить реальные аргументы. И главное — сиюминутность достижения результата.
Это желание навязано настолько же, насколько навязано и покаяние за прошлое. То прошлое, что было кроваво и неправильно. Покайтесь за это. Вина и гордыня идут рядом — они вводят человека в когнитивный диссонанс, создавая и в нём самом, и в обществе разрывы: между мыслями, людьми, поколениями.
Кстати, в качестве живой иллюстрации – дежурная порция концентрированной мизантропии в этом посте из ТОПа ЖЖ.
Боже, как же меня раздражают медленные люди. Те, которые медленно говорят, медленно думают, медленно переходят дорогу, медленно паркуют автомобиль, медленно расплачиваются на кассе. <...>
Нет, я, конечно, сдерживаю себя от насилия, ограничиваясь комментарием о том, что медленные действия -- прямой показатель медленного ума, а, может быть, даже и его отсутствия. <...>
Кстати, темп -- одна из самых важных вещей в успехе человеческих взаимоотношений. Наблюдая за людьми, я пришла к выводу, что медленные хорошо общаются с медленными, а быстрые -- с быстрыми.
Никогда медленный не уживётся с быстрой, а быстрый всегда будет раздражать медленную.
Так было, есть и будет во все времена.
Так вот, ТОПовые ЖЖ-блогеры ни в чём себе не отказывают по части рассказов городу и миру о своей самости, которая раздувается, тоже не испытывая особых преград – на мутных волнах вновь поднятых в текущем десятилетии. Но то, что у этих опрометчиво выбалтывается, как есть, у многих других, тоже присутствуя в реальных действиях и отношениях, резонно умалчивается, камуфлируется внешней "непритязательностью", конъюнктурно адекватными риторикой и поведением. Можно сказать, эти предусмотрительные молчуны оказываются по жизни даже ещё быстрее, чем те болтливые торопыги.

И вот, что по поводу выболтанного о темпах погони за успехом можно заметить, увязывая эту информацию с темой материала, послужившего инфо.поводом.

Что касается медленных действий, как "прямого показателя медленного ума, а, может быть, даже и его отсутствия", нет, как раз таки с точностью до наоборот: чем быстрее, тем тупее. Причём, тупее не столько интеллектуально, сколько эмоционально и экзистенциально. То есть.

Мысль, её бытийная возможность, причем, в неотъемлемой связи с чувством, всё это суть нечто более глубокое и качественно иное, нежели интеллектуализм, интеллектуальная комбинаторика и т.п. И насколько в интеллектуально-комбинаторном мышлении оказывается важна скорость, настолько в экзистенциально-эмоциональной возможности помыслить, напротив, оказывается необходимо помедлить или, вообще, остановиться, застыть... Причём, речь не столько о телодвигательной активности, сколько о том, что требуется, в целом, так остраниться действительности, в которую ты включен, чтобы, вычленив себя из её потока, тем не менее, продолжать оставаться в ней. И это – именно для того чтобы мысль, непосредственнейше и проникновеннейше соприсутствуя действительности, стала соразмерна её собственному темпу. Даже если этот темп будет весьма стремительным. И, в любом случае, промедление, составляющее возможность помыслить, как раз должно по необходимости содержать в себе возможность поспевать. Как и вообще – возможность быть соразмерным времени, то есть, в буквальном смысле, быть современным!

А некто самодовольно-спесивый, с одной стороны, кичащийся своей "прогрессивностью", своими "оперативностью" и способностью "вертеться (желая жить)", с другой стороны, раздражающийся по поводу "отстало-медленных" окружающих, на самом деле, самим фактом эти своих притязаний свидетельствует экзистенциальный факт полной обездвиженности своего существования (см. по теме). В свою очередь, этот кич, молчаливо камуфлируясь или открыто выбалтываясь, но всяко становясь чем-то "ТОПовым", "трендовым", "мейнстримным" и проч., свидетельствует о ситуации безвременья.

В этом смысле, те, кто в этой ситуации медлят, они тем самым, возможно, пытаются остановиться взглядом на каком-то просвете, на какой-то лазейке, через которую можно было бы вернуться во время, чтобы жить в темпе истории! Причём, возможно, эти попытки они совершают не намеренно. Но речь всё о той же экзистенциальной фактичности, на фоне которой наши экзистенции ищут смысл – как определенную возможность помыслить, пережить, поступить. Ищут, по преимуществу, подспудно, в том числе, ввиду того что они находятся в плотном облаке той кичливой суеты, которую учиняет некто "быстрый" (см. в тему: _секто-образующее против субъекто-образующего_).

Стало быть ситуация безвременья длится усилиями этих "быстрых", обустраивающих под себя всю нынешнюю социально-культурную реальность. Коль скоро мысли, чувства, поступки отчуждены от своей экзистенциально-эмоциональной возможности, жизнь превращается в конвейер. Потому что, дескать, "уже всё про всё ясно", и посему "не надо париться", а важным оказывается максимально "преуспеть". Где-то вопреки сложившейся системе, где-то благодаря ей, но преуспеть лишь для того, чтобы занять "выгодные" позиции в соответствии с установившейся и меняющейся квази-нормативной конъюнктурой.

Значит, есть мир человеческий – тот, в котором находится место и применение разным людям, то есть людям с разными типами личности, характера и темперамента, образом жизни и мысли. И это – со-временный мир, призванный вобрать разные уклады и разномерные темпы жизни, но основанный на одном начале – человеческом.

Точнее, такого мира сегодня нет, но он возможен – ровно в той мере, в какой он может реально строится на сущностно человеческом осново-начале. В наличии же его пока нет. И даже в проекте этого мира нет – именно потому что в наличии есть "мир", который устроен "быстрыми" и который самим своим наличием совершенно параллелен реальному миру в его возможности. "Мир" эффективных инфантилов, живущих только своими желаниями, воспринимающих только свои собственные идентификации и способных держаться на плаву только в единственно доступном им режиме дрейфа по мутным волнам безвременья (см. в тему – о _контр-позиции детство–1 vs. детство–2_).

Эффективно-инфантильный некто превращает человеческий социум в зооциум. Который, в свою очередь, порождает моральные уродства и звериную агрессию. И вот тут – вновь к основному инфо.поводу.

Вот, что в заключительных абзацах материала говорится о мерах противостояния системному злу.
Эта угроза гораздо опаснее, нежели враг внешний. Она находится внутри и будет лишь разрастаться. Противостоять ей необходимо как в поле фактическом, так и в поле ментальном. Необходима ударная работа спецслужб, но главный вопрос: готово ли общество, от верхов до низов, переформатировать свой нынешний мироуклад?
Если нет, то любая борьба бесполезна: насилие в школах перейдёт в насилие над народом, над страной с дальнейшим её распадом. Если да, то подступаться к этому надо уже сейчас: перекраивать не только систему образования, безопасности, медицины, но и систему ценностей, смыслов. Нужен не просто диалог о будущем России, но своего рода колоссальный Совестной суд, в который важно вовлечь как можно большее число людей.
Последняя идея, на первый взгляд, фантастична и больше напоминает прожект. Но и то, что происходит сейчас — кошмарная фантастика. Дети убивают детей не из-за ярости, а сознательно, продуманно, и система убийств эта управляема. Она пока что видимая (откроется и другое) часть тотального нигилизма и жестокости. И чем больше это будет представляться как норма, обыденность, чем больше этому злу будет потворствовать трусливая ложь, тем убийственнее станет далее происходящее.
Резни, убийства, насилие в школах — это логичный этап утраты нацией смыслового кода, но это и начало нового этапа — утраты человечности и целостности страны. Решить данную проблему невозможно на одном уровне — здесь, повторяю, необходимо массовое вовлечение. Работа эта колоссальна, тем страшнее, что она жизненно необходимо<а>. От частностей, которые мы замылили, необходимо перейти к глобальному переустройству.
Против системы зла важно выстроить систему созидания. Иного выхода у России нет. И, возможно, этот вызов — сильнейший и страшнейший за всю нашу историю.
Детская агрессия, как и агрессия взрослых (не забываем и о ней – см. подробнее – вопрос: человек человеку кто?), становятся нормой, ввиду того что нормо-образующим основанием становится бессовестная жизнь, поставленная на поток. Точнее, теперь речь о ловкой имитации совестливости – при её "экономии" в условиях эффективно-поточного производства "вставания с колен" и прочего "делания дел" в процессе создания впечатляющего представления о "трудозатратах" на "принесение пользы" (см. 18-й блок данного цикла: заключительные абзацы в заключительном же фрагменте). Самая возможность реально совестного внятия подменяется самоутверждаением тех, кто "побыстрее", посредством морального подавления тех, кто "помедленнее".

"Дело техники" – против дела мысли; -физика, пожирающая мета- (см. в тему: _Хайдеггер или другие_). И это – к слову о тех катастрофо-генных факторах, которые, будучи связаны с утратой идентичностно-кодового содержания, неизбежно влекут утрату человечности и целостности страны.

Далее, актуально-политическая суть этих политико-метафизических свидетельств состоит в следующем.

Вновь согласимся: да, трусливая ложь, – дескать, "не надо преувеличивать проблему" и т.п., – отвратительна. И вновь добавим, что ещё более отвратным является активизм, ускоряющий превращение со-существования людей в ад. И это, собственно, к вопросу о "готовности общества, от верхов до низов, переформатировать свой нынешний мироуклад". А также – к практическим попыткам ответить на этот вопрос посредством "фантастических прожектов" учреждения "колоссального Совестно́го (или Со́вестного) суда, в который важно вовлечь как можно большее число людей".

Самое гнусное в сложившейся ситуации состоит в том, что, по факту и на деле, система способна решать нарастающий вал проблем, связанных с агрессивным поведением людей, по сути, только в формате "закручивания гаек". Причём, отправляясь "сверху", в виде ужесточения законодательства, увеличения контроля и т.п., полицейские меры будут соразмерным образом форматировать "низовой" активизм, как в вариантах протеста, так и в вариантах поддержки. А это, очевидно, усугубляя состояние социально-экзистенциального ада, будет лишь больше питать и распалять отчуждение и агрессию.

Какими бы "пораженческим пессимизмом" и "диванным резонёрством" эти свидетельства не представлялись для стремительно скользящего по поверхности взгляда, напомню, речь, строго говоря, об осознании масштаба произошедшей катастрофы и актуально имеющих место факторов, чреватых новой катастрофой. Соответственно, как бы "издевательски парадоксально" не прозвучало то, что возможность ответа на вызов этой катастрофы состоит в попытке помедлить, чтобы встретить этот вызов во всеоружии, эта возможность является предельно адекватной ситуации – в том, чтобы действительно изменить эту ситуацию, повернув её в спасительном направлении.

Бессмысленно пытаться спрашивать здесь о технической стороне реализации этой возможности. Ибо при самых что ни наесть семимильно-шаговых продвижениях в совершенствовании интеллектуальных технологий и оснащении ими себя, как мыслящих субъектов, самое субъекто-обазующее – бытие Человеком, как осново-возможность мысли, – по определению, остаётся нетехнологизируемым.

Причём, именно в силу означенного метафизически предельного обстоятельства, возможность _помедлить, чтобы помыслить_ является осново-возможностью и для того чтобы совершенствовать техно-средства и при этом действительно оставаться субъектом их применения. И ровно то же относится к осново-возможностям общественно-политического активизма и государственно-политического управления, а также нормативного (правового, морального, идеологического и др.) регулирования социально-политической системы и функционирования ключевых институтов (воспитания, образования, здравоохранения, науки и др.).

Помедлить, чтобы дать человеческому при-сутствию сбыться в согласии с тем, к чему оно призвано – как пребывание при Сути исторического События Истины Бытия. Без этого, все справедливые и своевременные призывы – выстроить систему созидания, обретая собственные смысловые коды, учреждая совестные суды и т.д., – на деле воспроизведутся как нечто прямо противоположное тому, к чему они призывают.

  • 1
Пожалуйста! Мог бы, для пущей вежливости, сказать: "не за что". Но ведь для этого надо знать, конкретно _за что_ "спасибо"... ;)

Ну.., не угадал ты)), - за других моё "спасибо", за тех, у кого повода, либо моченьки читать раньше тебя не было. Заметил в последнее время твоё, нет, не снисхождение, а мудрость возросшую, что уровень ВОЗЖЕЛАНИЯ понимания...

Да, я понимаю! Но... То, на что ты решился, - вот за это и спасибо! И не от меня) Меня можно по-взрослому, не жалея), не внимая пониманию _имеющемуся_.

Ты - изменился. И надеюсь - это твоё _сознательное_ решение! Не за себя ( я - потерплю)) - спасибо!!!

А, ну, так, это тогда тебе – Спасибо!

Это я ещё долго буду переваривать... _медленно_! Но вообще, странно... вроде, и по содержанию, и по форме, гну ту же линию, что и раньше. Форму, конечно, совершенствую, но – строго по мере методичного прочерчивания содержательных линий. _Медленного_ прочерчивания!...
И конечно, это неотъемлемо от внутренней работы. Хотя здесь, на текущем этапе, мне сложно говорить о само-совершенствовании. Скорее – барахтанье в потоке, чтобы не унесло в пучину. Впрочем, это тоже про само-совершенствование.

Но вот, что касается _других_, что-то не особо заметно возросшего интереса... Наверно, это возрастание тоже _медленно_ происходит.
Зато вот сейчас, параллельно, "на другой линии", так сказать, совсем иного свойства оценки приходится выслушивать:
https://goodspb.livejournal.com/1437393.html?thread=17258961#t17258961
Хотя и забавно...

Edited at 2018-01-24 08:39 pm (UTC)

Ладно..) Смотри:

- есть твои тексты, что читать без словаря довольно проблематично, которые нагружены до сотни (сотни, Карл!)) ссылок, в которых мысль воедино приходится (мне, напр.) выстраивать ценой значительных усилий; и

- тексты, где твоя мысль вызывает (у меня, напр.) нет, даже не ответную, но свою мысль, и эти мысли вступают в некую (и результативную!, а не "по кайфу") коммуникацию, за коей (вот - да!) довольно любопытно наблюдать.

И я здесь совсем не "про себя", просто по иному выразить придумать не смог. Твоё "изменение" в том, что эти тексты "второго рода" у тебя появились. "Первого рода" - хороши своим "сопротивлением" к поверхностному восприятию. "Второго" же - предлагают возможность погружения "без сопротивления".

"Жду" синтеза), где нырнув, нарвусь лбом на подводную часть часть айсберга (но это уже про себя "любимого")))

Понятно. См. 2-й мой пост (ниже) – главное об актуально-ситуационном факторе (повестка<=>горловина).

А, да, самое главное. Повестка, _повестка_ меняется. Чем дальше, тем быстрее. И я – чутко – в след за ней.

То есть, вот, в заглавном посте у меня говорится о _сужении туннеля возможностей_ (1-й фрагмент: _...метафизическая суть вызова/ответа в сложившейся ситуации_):

_Революционные ситуации, как ситуации зарождения новой мировоззренческой парадигмы, выдвижения нового миро-проекта и формирования нового мета-нарратива, суть тоже ситуации выбора. В данном случае, по преимуществу, макро-коллективного выбора. И эти ситуации, как правило, имеют вид именно узкого тоннеля, или горловины. Проходя через эту горловину, общество и его граждане становятся способны действительно выбирать и реализовывать множество возможностей. Либо, впадая в самообман "уже состоявшейся" высвобожденности всех и каждого для широкого выбора и реализации возможностей, но реально сталкиваясь с крайне ограниченным туннелем, общество пребывает в состоянии безответности в отношение вызовов ситуации. И это – состояние безответственности в отношение реализации ценностей своей культуры и целей своего исторического развития_.
Ну и вот, происходит вот такое сужение, и это отражается на общественно-политической повестке. Точнее, на фоне дежурно немеряного инфо.массива всё более отчётливо высвечивается действительно значимое. Соответственно, многое из того, что ещё вчера было значимым, "отваливается". В результате чего, заостряется нечто ключево-решающее – в его простом для выражения содержании. И это, соответствующим образом, отражается на моих выкладках.

И, наконец, наиглавнейшее.

Пока я не встречаю что-то в ответ по содержанию мной сказанного, – а НЕ впечатление от формы этого сказанного и, далее (=ещё дальше от содержания), впечатление о происходящем со смной, – до тех пор я понимаю, что это сказанное "отозвалось" каким-то неведомым мне образом...

1) http://www.psychologos.ru/images/7a94ab75ec45267d2568783fa9b27df0.jpg

Но если мною выражаемые эмоции доставляют экзистенциальный ужас, то

2) https://olegchagin.livejournal.com/993555.html

А если сурьёзно - то я ещё медитирую на по_мед_лить. Оно именно и вызвало во мне такой "выброс"

Просто, как-то всё перевернулось. Там, где надо помедлить, остановитьСЯ, спокойно сосредоточиться, там проскакиваем опрометью или, вот, бурные "выбросы" вдруг происходят. А там, где можно побыстрее, – например, в результате спокойно-сосредоточенного созерцания-рефлексии, схватить некий смысловой гештальт, – там чо-та как-та "застопоривается"...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account