полемическое архи полемическое (arhipolemos) wrote,
полемическое архи полемическое
arhipolemos

Category:

Смердевяковье

"Либеральная миссия" вопрошает и свидетельствует
Михаил Соломатин

Миф и Логос эффективной политики

06 ноября 2012, 14:45

» » » Один из самых перспективных для изучения мифов нашего времени – это миф о значимости политических институций. Российская социально-политическая практика последних месяцев способствовала, на мой взгляд, стремительному устареванию прежних, возникших на излете Средневековья представлений о политических механизмах и политическом инструментарии.

Невидимые миру реформы
Прошедшее 2 октября заседание фонда "Либеральная миссия" было посвящено обсуждению вопроса, почему уличный протест не сподвиг прогрессивную часть элит к принятию новой повестки, включающей требование постепенной, но реальной демократизации политической жизни, а также сформулированные под брендом медведевской "модернизации" и в "Стратегии-2020" программные элементы. » » »
» » »
Решающими факторами оказались не демократические изменения законодательства о выборах и выборной практики, не упрощенная регистрация партий, не допуск несистемной оппозиции на телевидение, а совсем другие вещи: слеза Путина, мат в Твиттере Медведева, пена на губах Кургиняна, отражательные свойства полированной крышки стола в Патриаршей резиденции в Чистом переулке, словечко "кощунницы", так же быстро прижившееся на телевидении, как и Света из Иваново, полет со стерхами, похищение Развозжаева и другие подобные вещи. Любой из поживших в советское время "россиян" кожей чувствует, что важно именно это, а законы вторичны, и что одна слезинка Путина весит больше всех официальных институций. Это не метафора. На том же заседании "Либеральной миссии" Дмитрий Орешкин отметил, что заявленная А. Дугиным еще в 2002 году партия "Евразийский Союз" так и не состоялась, "но дело ее живет и побеждает – по крайней мере, в кабинетах так называемого «силового крыла» путинских элит". » » »

Утерянный рецепт
» » » Похоже, стандарты западной демократии обеспечиваются не демократическими институтами, а чем-то еще. Точнее, сами демократические институты стали оформлением этого "чего-то еще"! Так похоронный ритуал служит оформлением смерти, а не ее причиной.
Рецепта демократии не существует, есть только традиция. Первоначальный импульс этой традиции затерялся где-то в европейском средневековье, и она пока еще существует только за счет механизмов социально-культурной диффузии, хорошо известных этнологам и археологам. » » »
Принцип делегирования гражданином его политической воли уже не работает, а эффективность политики совершенно не зависит от того, что принято называть политическими институтами.
Это сильно напоминает ситуацию в Римской империи к концу II века н.э., когда сенат и прочие законодательные собрания полисного типа еще существуют, но уже не играют никакой роли, а римское гражданство полностью утрачивает свою престижность. Действуют совсем другие связи, хотя государственный механизм остается пока прежним. С этой точки зрения Новое Средневековье, предсказанное еще Бердяевым, не за горами. А то, что предсказаниям Бердяева и Шпенглера уже около ста лет – так ведь sub specie aeternitatis это не срок. Для нашей эпохи свой 476 год еще не наступил. Но он может наступить в любой момент.
Читать целиком

В ЖЖ-шном варианте, представляющем "первоначальный текст", говорится, что "статья в процессе опубликования поменяла не только название, но и кое-какие акценты". Думается, одним из таких "изменений акцентов" было появление в заключительных строках "sub specie aeternitatis" вместо первоначального "sub specie historiae".
А и впрямь, чего мелочиться?!... К тому же, "с точки зрения истории", оно как-то ко многому обязывает, а "с точки зрения вечности", ну, так это ж её – вечности – дело...

А главное в том, что «значимость политических институций – миф». И в этой связи, постанов "Либеральной миссией" вопроса о том, «почему уличный протест не сподвиг прогрессивную часть элит на рррреальную демократизацию политической жизни», бишь, «под брендом медведевской "модернизации"», призван засвидетельствовать, что "непрогрессивная" часть элит «так называемого "силового крыла"» работает по рецептам "что доктор Дугин прописал". В свою очередь, это свидетельствует о том, что «принцип делегирования гражданином его политической воли уже не работает». А коль скоро так, политическая реальность воспринимается гражданином исключительно на уровне «подкоркового чувствования», – в силу инерции, приобретенной при "совковом между-строк-чтении".
Слышишь, гражданин, для тебя, оказывается, «важно именно это»!... Вот "это" вот, вот "это": «пена на губах Кургиняна, отражательные свойства полированной крышки стола в Патриаршей резиденции, слезинка Путина, перевешивающая все официальные институции». Оказывается, для тебя, российский гражданин, "это важно"! На "уровне подкорки", вот там, там "подлинное" твоё, – чтобы ты себе ни думал, ни чувствовал и ни волеизъявлял!... :/
Вот так вот!... Да, даа-а, а что прикажете во всём этом еще увидеть специалисту по истории Древнего Рима, как не «ситуацию в Римской империи к концу II века н.э.», не сулящую ничего, кроме "Ньюсредневековья"?!...


Вот такая вот "historia sub specie aeternitatis", бишь, «вечное возвращение того же самого»:
"Падение Рима==>Средневековье==>демократические институты как новый фасад всё того же Средневековья==>слом этого фасада, чтобы оно вернулось в виде Ньюсредневековья".
Смердевяковье, блин!... От слов "смердеть" и "вякать", угу. :/

И всё-таки, это «принцип делегирования гражданином его политической воли уже не работает» или, может, что-то с самой волей?... Причем, и с той волей, которая за политическим участием граждан в исторической судьбе своей страны, и с той волей, которая за "потерявшими значимость и ушедшими в область мифологии" представительными формами власти.
Т.е. вопрос о том, о чем неоднократно, но неустанно здесь твердим – о "воле к... ", каковая "...к жизни" она или "...к власти", оборачивается коллапсом "...к воле" и оборачивает всякую истину заблуждением, обрушивая тем самым энергию исторических свершений в бессобытийность. И каковой нигилистической "воле к воле" экзистенциально-метафизически исходно противостоит ВОЛЯ К СМЫСЛУ – стремление к смыслу жизни в ее предельной полноте, как жертвенная энергия, определяющая действенность веры.

Ну, так вот.


Смердевяковье вопрошает и свидетельствует: "Нет, я не Брейвик, я другой..."
«Замкнутый, но спокойный»:
» » » Источник «Интерфакса» в правоохранительных органах сообщил, что перед экспертами-психиатрами будет поставлен вопрос о вменяемости Виноградова. «Это, конечно, не Брейвик, но аналогия напрашивается», – сказал он, отметив, что молодому человеку придется пройти психолого-психиатрическую экспертизу. » » » Сравнение с Брейвиком напрашивается и по другой причине: в ночь перед убийством Виноградов опубликовал на своей странице в сети «ВКонтакте» «манифест ненависти к человечеству» на двух страницах.
Вот, выдержки сего "манифеста" (взято по приведенной выше ссылке на страницу «ВКонтакте»):
«Одним из важнейших свойств интеллигентного человека является способность взглянуть на свое окружение аналитически, непредвзято – что называется, “со стороны”.
Всю свою жизнь я смотрел на мир именно со стороны. Может, у меня просто не было выбора? Так или иначе, за свою жизнь я смог хорошо рассмотреть внешнюю сторону той части окружения, что зовется “обществом”, - рассмотреть все формы проявления его жизни и деятельности.
Я уверен, что у меня есть достаточные основания считать все человечество макро аналогом раковой опухоли живого организма; в роли последнего в данном случае выступает наша планета. Черт... где-то я уже это слышал...
<...> Мы больше не можем реализовывать то, что заложено в нас природой, жить по ее законам, делать то, что считаем нужным, но вынуждены руководствоваться только принципами, выработанными обществом - принципами целесообразности. А поскольку у общества только одна цель - сохранить, приумножить и ублажить себя здесь и сейчас, - все наши действия направляются обществом только на ее достижение.
Обществу важно только одно - получить максимальное количество удовольствия как можно скорее. В этом и есть весь смысл его жизни. <...>
Я ненавижу человеческое общество и мне противно быть его частью! Я ненавижу бессмысленность человеческой жизни! Я ненавижу саму эту жизнь! Я вижу только один способ ее оправдать: уничтожить как можно больше частиц человеческого компоста. <...>
Эволюционируйте! Осознайте, наконец, свое истинное значение и место в этом мире! Поймите, что вы здесь лишние, вы – генетический мусор, которого здесь быть не должно, мусор, который возник случайно, в результате ошибки в эволюции, мусор, который должен быть уничтожен.»

Вот этот "аналитический взгляд интеллигентного человека на мир со стороны", вроде бы, свидетельствует о "дереализции — нарушении восприятия, при котором окружающий мир воспринимается как нереальный или отдаленный, лишенный своих красок и при котором могут происходить нарушения памяти. Часто сопровождается состояниями «уже виденного» (déjà vu)...". Ср., как раз: "Черт... где-то я уже это слышал"...

Однако, оставим психодиагностику специалистам, при этом только заметив, что «дереализация не является психотическим расстройством, а относится, по преимуществу, к разряду невротических расстройств» (там же, по ссылке). И это к тому, что, по всему видать, сей носитель "свойств интеллигентного человека" вполне себе "в сознанке". Ибо весь этот вывернутый наизнанку эволюционизм, о котором он "где-то уже это слышал", – это отнюдь не просто бредово-галюцинаторный продукт его индивидуального сознания. Но это достаточно расхожий метанарратив, адресующий к весьма серьезным интеллектуальным и политическим пластам культурно-исторического опыта, наиболее емко обозначаемым как контрмодернизм, и имеющим глубокие корни в гностической традиции (ср.: К.Черемных. Квазирелигия деградации. Экологизм – стремление спасти планету или очередной «опиум для народа»?).

Так вот, о "диагностике & гностике" говорили. Но, вот, опять-таки, "воля к... ", её "...к жизни" или "...к власти", – в связи с экзистенциально-метафизическим архиполемосом _ВОЛЯ К СМЫСЛУ contra ВОЛЯ К ВОЛЕ_. Вот эта подавленность первой с доминированием второй, выраженные доморощенным квазибрэйвиком в "ненавижу бессмысленность человеческой жизни". И как следствие – социопатические "ненавижу саму эту жизнь, ненавижу человеческое общество и мне противно быть его частью, ибо оно всё, как окружающий меня планктонно-офисный мирок, видит смысл только в максимальном количестве удовольствия, вопреки законам природы". Вот, эта двусмысленность: "ууу, потреблятское быдло, не обеспечившее меня осмысленной жизнью!", и при этом, по своему говёному бессмысленному мирку мерить общество и человечество!... :/

Так что, дело не в "утерянных рецептах демократии". Равно, как и не в "пользовании евразийской рецептуры силовым крылом путинских элит" дело...
ЛЮДЯМ НУЖЕН СМЫСЛ! И тогда вот в чем дело.


Против смердевяковья
(из стенограммы в/п «Школа сути–10» © OpenEOT Wiki)


Это текст из книги Виктора Франкла «Страдания от бессмысленности жизни»:
Каждая эпоха порождает особый невроз, а значит, и потребность в особом методе психотерапии. В эпоху Фрейда причиной всех бед считалась сексуальная неудовлетворенность, а ныне нас уже волнует другая проблема — разочарование в жизни. Если во времена Адлера типичный пациент страдал от комплекса неполноценности, то в наши дни пациенты жалуются главным образом на чувство внутренней опустошенности, которое возникает от ощущения абсолютной бессмысленности жизни. Вот что я называю экзистенциальным вакуумом. <...>

— Виктор Франкл. «Страдания от бессмысленности жизни». Сибирское университетское издательство, 2009, стр. 7

Франкл был великий психолог, человек переживший Дахау и Освенцим, и там выживший, как он считает, благодаря смыслу. Кстати, он же сказал, что Стокгольмский синдром влияет только на часть людей, не все становятся жертвами, влекущимися к террористам. Те, у кого есть смысл, сохраняют дух. Те, кто сохраняют смысл и дух, остаются людьми и выживают, как он считает. <...>

Когда я заговорил о само-трансцендентации, было сказано – а вот, может, Кургинян это всё сам выдумывает. Наступило время перевести этот разговор в другую плоскость. Итак, Франкл говорит о само-трансцендентности человеческого бытия, который имеет решающее значение для постижения сущности человека. Франкл об этом говорит.
Речь идет о том (говорит он, расшифровывая этот феномен – С.К.), что человек в жизни всегда стремится выйти за пределы своей личности, тянется к чему-то большему, будь то предназначение, которое ему нужно исполнить, или любовь к другому человеку. Человек раскрывается в служении своему делу или в любви. Чем сильнее он отдается своему делу или любви к ближнему (а не устраивать ролевую игру на эту тему, добавляю я – С.К.), тем больше в нем человечности, тем ближе он к самому себе (один грамм ролевой игры, а не серьёзной отдачи себя делу или любви и этого не будет – С.К.). По сути, человек может обрести себя только благодаря самозабвению, самоотречению. Разве здоровый глаз видит сам себя? Нет, такое бывает лишь при глазных болезнях. Например, при катаракте у человека появляется перед глазами пелена, вызванная помутнением хрусталика, а при глаукоме он видит радужный ореол вокруг источника света. Чем явственнее такие зрительные ощущения, тем хуже человек видит окружающий мир. <...>

— Виктор Франкл. «Страдания от бессмысленности жизни». Сибирское университетское издательство, 2009, стр. 14-15

Я здесь говорю о суррогатах – наркотики, алкоголь, иллюзионизм, ролевые игры и т.д. Под «иллюзионизмом» имею в виду полный аутизм, то есть уход в фантастические миры. А «ролевые игры» – это исполнение того же самого в некоем соответствии с жизнью. Вот это и есть суррогаты.
Человек ведь, как правило, не ставит перед собой цель достичь счастья; скорее, ощущение счастья представляет собой побочный эффект от достижения намеченной цели. Правда, «эффект» счастья можно вызвать искусственным путем, например, с помощью алкоголя. Б. А. Маки, директор Реабилитационного центра для алкоголиков при ВМФ США, утверждает: «Общаясь с алкоголиками, зачастую замечаешь, что жизнь для них потеряла всякий смысл». Одна моя аспирантка из Международного Университета США в Сан-Диего провела ряд исследований и обобщила в своей диссертации полученные данные, согласно которым 90 % обследованных ею людей, страдавших алкоголизмом в тяжелой хронической форме, явно испытывали ощущение бессмысленности жизни. Поэтому неудивительно, что проведенная Крамбо групповая логотерапия алкоголиков с углубленным изучением причин разочарования в жизни оказалась более эффективной, чем традиционная терапия, которая применялась в контрольной группе.

— Виктор Франкл. «Страдания от бессмысленности жизни». Сибирское университетское издательство, 2009, стр. 15


<...> Если же решиться на более широкое обобщение и рассуждать в планетарном масштабе, то нельзя не задаться вопросом: может быть, пришла пора сменить ориентиры и на поприще исследования проблем сохранения и обеспечения мира на земле? Фактически уже многие годы все внимание приковано к проблеме «врожденной агрессивности», которую трактуют либо в духе Зигмунда Фрейда, либо в духе Конрада Лоренца. А ведь при такой постановке вопроса невозможно перевести изучение проблемы мира с зоологического на человеческий уровень. При изучении этой проблемы на антропологическом уровне, — а только на этом уровне и можно обнаружить такой феномен, как стремление к смыслу, — мы, скорее всего, убедились бы в том, что у людей, в отличие от животных, важными факторами, если не прямыми причинами агрессивности, являются именно неутоленное стремление к смыслу, разочарование в жизни и всепроникающее чувство бессмысленности.
Ни в психологической фрейдистской теории агрессии, ни в биологической теории Конрада Лоренца, основанной на исследованиях в области сравнительной этологии, не учитывается такое неотъемлемое свойство человеческой психики и эмоциональной жизни, как интенциональность (т.е. направленность – С.К.). Дело в том, что людям просто не свойственна агрессия в чистом виде, та агрессия, которая накапливается и затем начинает рваться наружу, вынуждая свою «беспомощную жертву» искать объект для «отреагирования», вымещения злости. Даже если агрессия в полной мере обусловлена биологическими и психологическими факторами, в человеческой душе она все равно преобразуется, или, как сказал бы Гегель, «перерастает» в нечто иное. В душе у человека агрессия превращается в ненависть! А ненависть, в отличие от агрессии, — это целенаправленное интенциональное побуждение, поскольку человек ненавидит что-то или кого-то.
Ненависть и любовь свойственны только человеку, поскольку они представляют собой интенциональные побуждения. Человек любит и ненавидит по каким-то соображениям, а не просто под влиянием неких психологических или биологических факторов, которые «подспудно» и «подсознательно» вызывают агрессивные или сексуальные импульсы. О таких биологических факторах мы можем судить по опытам В. Р. Гесса, который вызывал у кошек приступы немотивированной агрессии, раздражая электрическим током подкорковые центры их головного мозга.
Разве можно сказать, что борцы антинацистского сопротивления просто давали выход своим агрессивным импульсам, объектом которых в силу обстоятельств или по воле случая оказался Адольф Гитлер? По существу, активисты сопротивления боролись даже не с самим Гитлером, а с нацистским режимом, со всей системой национал-социализма. Они выступали не против определенного человека, а против конкретной идеи. И по большому счету, только благодаря такой «идейности», только благодаря тому, что мы не только живем какой-то идеей, но и готовы умереть за нее, мы и становимся настоящими людьми.
До тех пор, пока исследователи проблемы сохранения мира не перейдут от анализа зоологического феномена «агрессии» к анализу человеческого феномена «ненависти», все их труды будут напрасными. Человек не избавится от ненависти, пока ему не перестанут внушать, что всей его жизнью управляют психологические механизмы, а сам он заложник влечений. Предаваться такому фатализму значит игнорировать тот факт, что человек ведет себя агрессивно не из-за бессознательных механизмов и влечений, а из-за ненависти, которую он сам испытывает, и потому агрессию нельзя оправдать, нельзя снимать с человека ответственность за его поступки.
Нас пытаются убедить в том, что агрессию можно нейтрализовать, направив ее в другое русло, или сублимировать. Однако специалисты по этологии из числа учеников Конрада Лоренца доказали, что так называемые безобидные способы вымещения агрессии, — например, просмотр определенного рода телевизионных фильмов, — в действительности лишь провоцируют агрессию и закрепляют агрессивный рефлекс.
Более того, социолог Каролин Вуд Шериф опровергла даже расхожее мнение о том, что спортивные состязания заменяют настоящие войны с кровопролитием. Судя по ее наблюдениям за тремя группами подростков, отдыхавших в закрытом летнем лагере, спортивные состязания не снимают, а, наоборот, стимулируют агрессию. И что самое любопытное — за все время пребывания в летнем лагере эти подростки лишь один раз перестали вести себя агрессивно, и случилось это в тот момент, когда им пришлось сообща толкать увязший в грязи грузовик, на котором доставляли продовольствие в лагерь. В пылу этой трудной, но нужной работы они буквально позабыли о своей вражде.

— Виктор Франкл. «Страдания от бессмысленности жизни». Сибирское университетское издательство, 2009, стр. 16-18


Дальше он говорит о любви и о том, чем любовь отличается от секса, от импульсов. Это – вот такая тоненькая книжка: Виктор Франкл «Страдания от бессмысленности жизни». Предлагаю с ней ознакомиться.
Но я зачитал всё это по одной причине: он говорит о том, что смысл – в служении. Что по-настоящему человек приобретает высокий смысл и ощущает себя реализующим высший смысл, каковым является встреча с собственным идеалом, встреча со своим предназначением и его исполнения, только тогда, когда он полностью этому отдаётся, то есть служит. Достаточно внутри всего этого закрасться одной театральной мысли, одной гримаске, одному такому фокусу (ну я ж хочу предназначение получить, хочу с ним соединиться, хочу, чтобы было всё осмысленно, поэтому сейчас как начну служить), – чтоб всё рухнуло и человек, стремящийся к настоящему, оказался в сфере суррогатов.
Наступает время безумной внутренней точности в ответе на вопрос о том, идёшь ли ты невероятно трудной, тернистой, мучительной, суровой дорогой к Настоящему или же сворачиваешь на дорогу Суррогатов. Суррогаты действуют недолго. Люди, вращающиеся в этих суррогатах, устают, потому что они не получают той полноты энергетики, которую получает Шор, который служит не для того, чтобы изображать (ему это в голову прийти не может), а потому что он так устроен. Он так заточен.
Люди с такой заточкой, заточкой на подлинное служение, на абсолютную концентрацию этого служения и абсолютный ноль позы, позы, потому что поза и ролевая игра – это почти одно и то же. Это когда для себя, когда напоказ. Вот люди, в которых этого нет совсем, совершают чудеса, если они когерентно (согласованно во времени) абсолютно объединены волей к единому большому деянию. Будучи объединёнными такой волей к деянию, эти люди в момент катастрофического обрушения Российской Империи, полного исчезновения скреп и основ для бытия, создали фантастическую, огромную новую страну.
Если мы хотим чего-нибудь подобного, то вопрос в одном – в том, чтобы обрести это же качество, эту заточку. Чтобы всё, что движет тебя не в сторону настоящего, а в сторону суррогата, было выпарено (элиминировано – это называется), изгнано, а чтобы на место этого всего пришла не театрализация служения, а беспощадная воля к служению как к таковому. Воля, на которую способны только сильные духом, и любовь. Шоровская любовь, когда место для Души остаётся при абсолютном приоритете Духа.
Вот если это возникнет, и эту проблему удастся решить, возникнут и определённые возможности для решения других проблем. В основе лежит это. Всё остальное крайне важно: нужна историческая ситуация, нужно умение воспользоваться тонкими возможностями и блестяще играть, нужно иметь новую идеологию и мощный проект, – всё это так. Но если нет Шоров, если нет этого орденского, внутреннего, когерентного, взаимного консолидированного бытия, то никакой блеск, никакие точности и никакие отдельные выигрыши ничего не дадут.
Поэтому сейчас, в этой передаче Школа Сути, я всё время буду под разными ракурсами ставить этот вопрос и бить в эту точку, чтобы добиться абсолютного понимания абсолютного значения данного фактора. И тогда, возможно, откроется второе дыхание и абсолютно новые возможности для победы.
До встречи в СССР.

P.S.: В. Франкл в сети, сборник работ: «Человек в поисках смысла».
Tags: "новое средневековье", Воля к Смыслу, Воля к воле, Двусмысленность, Идентичность, Информационная война, Метанарратив, Метафизические смыслы, Нигилизм, Политико-идеологическая коммуникация, Политическая психоаналитика, Смерть, Сущность человека, Франкл, Экзистенциальный ужас, концептуальная оптика, философская диагностика
Subscribe

  • Наследие Достоевского как руководство к действию

    — от тревожных прозрений — к надежде на грядущую Победу »»» ... — сиречь из подполья — вперёд и вверх »»» ... К 200-летию Достоевского ...…

  • решающее–3

    материалы за 2020 – 2021 гг. Блогу 10 лет! Представляя – в честь 10-летнего юбилея блога – очередную коллекцию ссылок на его свежие материалы,…

  • Об управлении людоедством в охотку

    — от фобий иноагентов »»» ... — к тревожным прозрениям »»» ... Коротко – предыдущее (подробнее – по 1-й ссылке в подзаголовке). Когда…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments