полемическое архи полемическое (arhipolemos) wrote,
полемическое архи полемическое
arhipolemos

Categories:

решающее–3

материалы за 2020 – 2021 гг.

Блогу 10 лет! 
Представляя – в честь 10-летнего юбилея блога – очередную коллекцию ссылок на его свежие материалы, сначала коротко охарактеризую все материалы, относящиеся к предыдущим коллекциям. Точнее, обозначу определенную логику, пронизывающую всю историю создания этих материалов, включая материалы текущего периода.

Не стал делать новый заглавный пост, как 5-ть лет назад (см. на 1-й странице блога – верхний пост _вместо кредо_), просто потому что всё сказанное там и тогда по поводу проблемно-тематической направленности авторских материалов блога, в основном, сохранило свою актуальность, а в чём-то даже возросло в ней. Это относится и к материалам за период 2013–2017 гг., коллекция ссылок на которые представлена там же, в заглавном посте.

И ещё, что касается представленного в том посте достаточно развёрнутого введения к авторским материалам блога.

Всё многословно изложенное в этом введении представлено там также в виде ёмкой контр-позиционной связки:

самоутверждение – ради максимального обладания contra высвобождение – ради предельно осмысленного бытия,

фиксирующей, соответственно, опасный вызов нынешней ситуации в стране и мире и ту спасительную возможность, реализация которой должна стать соразмерным ответом на этот вызов.

Помимо того что это поясняет метафизический смысл наименования блога, сама эта ёмкая кристаллизация сложного послания задаёт диалектическую линию в создании всех последующих материалов.

Соответственно, коллекции ссылок на эти материалы (тоже на 1-й странице – после заглавного поста) можно охарактеризовать следующим образом:
  • три поста _ключевое_, – за период 2014–2018 гг., – это более объёмные, чем в текущий период, материалы, поскольку тот период был таким растеканием мыслью по древу, в процессе которого только вёлся поиск ключей к возможности мысль великую разрешить – весомо, грубо, зримо;
  • три поста _решающее_, третьим из которых является данный пост, – в целом, это период 2017–2021 гг., – где материалы содержат уже более ёмкое изложение, именно ввиду того, что обретенные ключи применяются для осмысления событий, которые, кстати сказать, по темпу своего свершения уже не терпят недоопределенности позиций и пространной рефлексии, свойственных началу и процессу поиска.
Насчёт весомо, грубо, зримо, на текущем этапе, думаю, вполне получилось, – по крайней мере, если сравнить с более ранними материалами (особенно, учитывая период "набивания руки" – со времени создания блога до 2014 года включительно). А что касается задачи мысль великую разрешить, дело в следующем.

Всё, что востребует этого разрешения и устремляет к нему, обретается в бытии, поскольку в нём мысль имеет свой исток и берёт своё начало. Путь от истока мысли к её разрешению лежит через жизнь, прочерчивая свою траекторию в мире и именно в нём находя множество адресованных жизнью возможностей своего осуществления. При отношении к этим возможностям как к тому, что значимо, и значимо именно жизненно, заключая в себе ценность, они обнаруживаются как смыслы, представляются как цели и задачи и реализуются как история.

Жизнь, таким образом, предстаёт как сложная действительность, на фоне которой смыслы-возможности могут быть обнаружены мыслью как нечто простое в своём ценностном содержании, хотя и, зачастую, трудное в своей практической реализации. Простота этого обнаружения и трудность этой реализации, зачастую же, порождают отказ от признания жизненной ценности смыслов-возможностей, что неизбежно делает невозможным историческое целеполагание. Тогда мысль отчуждается от своих бытийных первоистока/устремления, переставая быть мыслью живой, поскольку и жизнь лишается своего духовно животворящего наполнения. И когда эти отчуждение и лишение захватывают целые общественно-государственные устройства, человеческая жизнь превращается в социально-экзистенциальный ад, где люди, пребывая в непрестанном поиске простых путей и решений, обрекают себя на блуждание в сложных дебрях неразрешимых проблем на пути к иллюзорному "раю" воплотившихся вожделений. И тем пуще эти дебри разрастаются, чем упорнее люди становятся в своих намерениях обрести искомую простоту.

Так вот, поскольку мы сегодня находимся именно в таких блужданиях, постольку задача разрешения мысли великой включает в себя дополнительные условия. Будучи, в своём существе, подчинена восхождению – от простоты обнаружения жизненно-ситуационных смыслов-возможностей через сложность их концептуального выражения и практической реализации к простоте предельно осмысленного бытия, – эта задача сопряжена также с осуществлением противохода к отчуждающему мысль живую нисхождению в духовно мёртвую жизнь.

При этом надо учитывать, что любые подвижки в сторону восхождения будут сопровождаться усилением защитных реакций сторонников нисхожденческого "статус кво". По форме, они, конечно, "про всё хорошее", но для этих "охранителей" простота и сложность, составляющие восходящую перспективу общественно-исторического развития, представляются как "никакое" и "излишнее", соответственно. Поэтому, их "простота", это естественная полезность, являющаяся, по сути, животной, поскольку мысль становится слепой и глухой в отношение духовной значимости; их "сложность", это технологическая эффективность, исключающая мысль как таковую, заменяя её безжизненным алгоритмическим функционалом. В совокупности, превращенные таким образом простота и сложность, уничтожая на корню историческое целеполагание, нацеливают любую деятельность на обеспечение максимально эффективной реализации животного интереса. Если в своей исходно простой эмпирии жизнь предстаёт наполненной смыслами, а сложности начинаются в связи с выбором между смыслами как жизненно значимыми возможностями, их концептуальным выражением и практической реализацией, то в состоянии животно-технологического упрощенчества сложность состоит уже в том, чтобы вообще признать жизнь осмысленной хотя бы в каком-то отношении.

Собственно контроверзы смысло-отчуждающих и смысло-образующих простоты/сложности и составляют диалектико-метафизический нерв той тяжбы, которая зафиксирована в самом наименовании блога. Одним же из основных мотивов, движущих созданием материалов, следует признать внимание к тому, как эти контроверзы отражаются в публично-политической коммуникации (реальной, медийной, сетевой и всяческой).

Ключевым здесь является взаимная и само- идентификация участников этой коммуникации. Преобладание в коммуникативном поведении смысло-отчуждающего нисхожденчества проявляется в восприятии других коммуникантов как специфического зеркала, когда сообщаемое ими содержание воспринимающий низводит до "подтверждения", типа: "Ты на свете всех правее!". Даже если это содержание противоречит его картине мира, тем паче, оно оказывается способно "оттенить" его "правоту"; которая, даже "самокритично" отвергаясь им в деталях этой картины, тем паче, призвана "высветиться" в её целом. В противоходе к тому зазеркалью, которое учиняет в человеческих отношениях это самоупивание собственной "правотой", смысло-образующие энергии общественно-исторического восхождения сподвигают участников коммуникации к особого рода син-эргии. А именно – к обретению единомыслия, когда на окольных путях личного правдоискательства способно высветиться магистрально путеводное Высших Смыслов, в ходе движения к которым сбывается всеобщее Истины Бытия.

... Есть, как будто, что-то чрезвычайно заносчивое в притязаниях на то, что на страницах отдельно взятого блога "реализуется возможность мысль великую разрешить". Действительно, речь о макро-коллективной сверх-задаче. Той задаче, что решается на поле битвы в сердцах людей! И требуются усилия многих умов, чтобы эта сверх-задача была воспринята людьми в её предельном масштабе и подлинной значимости – как Общее Дело, – приобретая это качество в возрастании от проектов отдельных интеллектуально-политических групп, через миро-проекты отдельных культурно-цивилизационных общностей, до судьбоносно-спасительного достояния общности всечеловеческой. Предлагаемые же в блоге выкладки суть лишь намётки к тому, чтобы попытаться обнаружить начало движения в этом направлении, прекратив движение вспять.

Подключайтесь к этому опыту, комментируйте, высказываясь по поводу моих выкладок или просто по затронутым в них темам и проблематике.

Итак, новая коллекция ссылок – на материалы, в которых продолжается тернистый Путь – от простого через сложное к простому
          — ПО ВОСХОДЯЩЕЙ
arhipolemos

  23.10.2021, 15:00

[ злободневно-политически простое ]
злободневно-политически простое
О том, что есть и чего нетвопросов, рефлексий, свидетельств и т.д.
     (вновь – "чего не хватишься – ничего нет" и супротив того)

Ещё о корпоратократических "Юстасе & Алексе"

     ("или классический либерализм, или конец цивилизации (Юстас – Алексу)" vs. "сожри себя сам (Алекс – Юстасу)")

О судьбах парадигмостроительства

     (бездушие пост-фаустианского господства vs. парадигмо-образующая сила души народа)

За власть народной памяти

     ("утром" – гос.власть, осуществляющая общественно-историческое развитие по восходящей,
      "вечером" – увековечивание преемственности этой власти по отношению к великому прошлому и т.д.)

К тяжбе самозабвения и опамятования

     (конъюнктурные полит.ролёвки на краю пост-исторической Бездны vs. образующее для прыжка в Сверх-историю)

Ещё о раскладах текущей тяжбы

     ("The Great Reset": трудности перевода & нетрудный для нашего уразумения посыл: "All inclusive" – для "не только лишь всех")

О "зеркальном" ускользании

     (каверзное о глубинно-психологических смыслах – в экзистенциально-вершинном контексте)

О гражданственности в гибридной ситуации

     (Отечество и Государство vs. глобальная и локальная корпоратократия)

О разгосударствлении общества

     (к определению меры вины граждан)

К тяжбе конкурентоспособности и партийной принципиальности

     (гибридная конъюнктура полит.ролёвок и трагически-оптимистическое существо противохода к)

Про фобии иноагентов

     (оппозиционных и властных, или вновь _рынок тревоги нашей_ и супротив того)

Об управлении людоедством в охотку

     (плюс – "v okhotku" – про "мирное партнёрство" = метафизическая глупость & политическая измена)
[ концептуально-методологически сложное ]
концептуально-методологически сложное
К вопросу о регуманизации мировоззрения
    – вновь – гамлетианское быть или не быть духовно живым: личностная миро-проектность vs. диктатура анонимных "других"

Чтобы плыть в революцию дальше... [к 150-летию Ленина]

    – верность принципам – ради победоносного всесилия

Победоносно принципиальное [к 75-летию Великой Победы]

    – от тревожных прозрений – к надежде на грядущую Победу

О свободе и необходимости умножения сущностей

    – политико-метафизические pro et contra "конституционной реформы"

О грядущей новизне: что следует знать, не убоявшись спросить [новогоднее]

    – по ту сторону инсайдов "хорошо информированных оптимистов" и лайфхаков "хорошо проинструктированных пессимистов"

конъюнктурно консенсусное vs. архи полемически должное

    – доморощенный "евро-скептицизм" vs. гибридное "евро-просвещенчество": супротив того и другого

О сложных правилах упрощенческой игры на понижение

    – романтизированный гуманизм начинает и проигрывает прогрессорскому транс-гуманизму

О провалах и озарениях народной памяти

    – дно культур-креатива на потребу и предчувствие культуро-творческого восхождения
[ политико-метафизически простое ]
политико-метафизически простое
Метафорическоеоб историческом: мечты и реальность
    – сломавшееся "коромысло" vs. русская мечта и "крот истории"

сон разума vs. Политическая Метафизика [special for new_rabochy]

    – по поводу фобии перед "метафизическими конструкциями"

Катастрофогенерирующее: история вопроса и предыстория спасительного ответа

    – шизо-конструкции глупой воли vs. язык ответственности
       + против языка катастроф [special for new_rabochy]
          (коротко – о действительно достойном чрезвычайно каверзного вопрошания)

Об одном опыте "глубокого бурения" в литературоведении [special for lingvoistorii]

    – убедительно, удивительно и люто

Мета-физически путеводное неосоветского народовластия

    – в противоходе "глубокому бурению контор" – от людоедского -фюзиса к неогуманистическому мета-

К партийности нового типа в литературоведении [special for lingvoistorii]

    – "диагностические" вердикты, по поводу которых – каверзное к уразумению глубинно-психологических смыслов

Наследие Достоевского как руководство к действию [к 200-летию Достоевского]

    – наводки, принципиальные концептуально-методологически, ценностно-мировоззренчески и политико-метафизически
Tags: polemics, Историософская Диалектика, Исторический смысл, Метафизические смыслы, Проектная методология, Смыслократия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments